Новости
27 октября 2017, 05:15

Маэстро Егоров

У каждого человека в жизни есть Учитель с большой буквы, который оставил в его судьбе неизгладимый след. Кто стал настоящим проводником в той или иной сфере жизни, ремесле или профессии, кто стал истинным наставником, примером и образцом для подражания. Одним из них лично для себя я могу считать Игоря Анатольевича Егорова, преподавателя дирижёрско-хорового отделения Дзержинского музыкального училища. Маэстро Егоров выпустил не один десяток учеников, влюблённых не просто в хоровое пение или дирижирование, но в музыку. Именно он своей удивительной харизмой окончательно раскрыл для меня всю красоту музыки, потому что для него это стало профессиональным кредо, которого он придерживается вот уже больше 60 лет, что преподаёт хоровое пение и дирижирование. 18 сентября Игорю Анатольевичу Егорову исполнилось 83 года. Он до сих пор верен выбранной раз и навсегда стезе и продолжает трудиться в музыкальном училище.

Правильный выбор А ведь судьба его могла сложиться совершенно иначе. Очень многие в родне Егорова были строители: отец, его двоюродные братья, старшая сестра, её сын — тоже строитель. «Но меня, несмотря на всю такую строительную династию в родне, всегда влекло к музыке», — говорит Игорь Анатольевич. Коренной горьковчанин, ещё мальчишкой он влюбился в музыку, попав в музыкальную школу, куда учиться играть на фортепьяно его привела мама. Окончив музыкальную школу № 6 в Горьком, поступил вполне закономерно в музыкальное училище. Правда, уже на дирижёрско-хоровое отделение. «Но я ни секунды не жалею, что стал не пианистом, а дирижёром-хоровиком, — признаётся Игорь Анатольевич. — Здесь я и пою, и инструментом тоже неплохо владею». Попал, что называется, в хорошую и профессионально крепкую компанию: учился вместе с Львом Сивухиным, впоследствии ставшим худруком знаменитой Горьковской хоровой капеллы мальчиков. Однако после окончания муз­училища поступить в консерваторию оказалось не так-то просто: требовались или исключительные данные, или… протекция. За него тогда поручился один влиятельный чиновник, которому пришлось пообещать обязательно отработать положенные три года в одном из музыкальных училищ. Так Егоров в 1959 году, после окончания консерватории, попал в только что открывшееся Дзержинское музыкальное училище. И с тех пор здесь так и преподаёт. Положенный срок «отработки» перекрыл уже почти в 20 раз! Была возможность работать и в Горьком. Параллельно обучаясь в консерватории, Егоров уже работал в той горьковской музыкальной школе, которую сам когда-то закончил. И к окончанию консерватории у него уже был пятилетний педагогический стаж. Но выбор в пользу Дзержинска пал по одной простой причине. «Здесь очень хороший, добрый, тёплый коллектив, — говорит Игорь Анатольевич. — Меня сюда тянет вот уже больше полувека. Я здесь (смеётся — прим. авт.) уже такое «ископаемое».

Раскрывая таланты У Егорова — самого по себе человека яркого и харизматичного — необыкновенно красивый и глубокий бархатный баритон. Игорь Анатольевич до сих пор выступает как вокалист. Находится в хорошей исполнительской форме — «надо поддерживать голос, это мой рабочий инструмент». А такие постоянные вокальные упражнения позволяют оставаться и в хорошей физической форме: тренируется дыхание, кровообращение. «Наша специальность, дирижёров-хоровиков, очень широкая, — рассказывает он. — Это и усиленное сольфеджио, и дирижирование, и исполнительское мастерство. А самое главное, мы учим раскрывать красоту музыки! Я стараюсь избавить своих учеников от мысли, что дирижирование — это трудно. Важно огранить имеющийся талант ученика, ненавязчиво и исподволь. „Раскрыть человека“, раскрыть его талант». И у него это, надо признать, неплохо получается. Хотя к такой методике пришёл не сразу. Вспоминает случай из молодости, из самого начала педагогической работы. Родственники из Москвы попросили протестировать соседского мальчика на предмет возможности обучения в музыкалке. «Мальчик застеснялся и зажался, — вспоминает Игорь Анатольевич. — Я не сумел его раскрыть тогда. И вынес неутешительный вердикт — „не годен“. А соседка московских родственников — скрипачка из оркестра Большого театра — подошла иначе к прослушиванию, расположила к себе малыша, проявив тем самым педагогический талант, на тот момент больший, чем у меня. Тогда я вынес важный для себя урок: человеческая психика не терпит отрицания. И старался в дальнейшем опираться на этот постулат в своей педагогической работе. Я стараюсь привить всем своим ученикам любовь к музыке, неравнодушие к ней». О том, насколько хорошо ему это удаётся, можно судить по тому, что многие ученики Егорова продолжают его дело. Это, например, Елена Долгова и Светлана Смыслова — преподаватели хора и академического вокала в 3-й дзержинской музыкальной школе, Татьяна Шибаева — руководитель вокально-эстрадного ансамбля «Бравы ребятушки плюс» во Дворце детского и юношеского творчества, Елена Ольховская, которая сегодня преподаёт хоровое пение в Центральной музыкальной школе им. А.Н. Скрябина. Со Скрябинкой Игоря Анатольевича связывает тоже более 25 лет сотрудничества. Там он с конца 80-х годов руководил хором, а затем стал инициатором проведения ставших уже традиционными Рождественских и Пасхальных музыкальных фестивалей хорового пения. «Лет двадцать назад хоровые коллективы испытывали исполнительский „голод“, — рассказывает Игорь Анатольевич. — Раз или два в год выступят на отчётном концерте в школе, а нужна более частая работа. Так и возникла идея объединить все школьные хоровые коллективы в одном мероприятии, чтобы они не просто чаще выступали, но и соревновались между собой. И хоры стали выступать чаще, собираясь в знаменитом скрябинском зале на базе 1-й музыкальной школы. Наши дзержинские коллективы успешно выступали и на нижегородских конкурсах, становились его лауреатами». В нынешнем году, кстати, пройдёт уже 20-й Рождественский фестиваль.

Основа основ Встретив недавно совершенно случайно Игоря Анатольевича в одном из магазинов, я не смогла пройти мимо, чтобы не просто поздороваться, но и сказать ему спасибо за всё то, что он сделал для меня как педагог. Он не просто сумел «поставить голос» всем своим ученикам, посещавшим хор, но заразил нас всех любовью к хоровому пению. Это неповторимое ощущение, когда ты поёшь не один, а слышишь вокруг себя это удивительное многоголосье, ощущаешь эту неповторимую ауру единения и сопричастности к совместному творчеству. Классическое музыкальное образование не проходит даром — в этом мы сошлись в беседе с Игорем Анатольевичем. Это стержень, фундамент общей культуры человека, музыкальное образование прививает эстетический вкус на всю оставшуюся жизнь. Спасибо вам, Игорь Анатольевич, за то, что привили эту любовь к музыке и исполнительскому мастерству. Долгих вам лет творческой жизни и крепкого здоровья!

Ирина ТРАВКИНА

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg